Информационно-образовательный
портал для врачей

Авангард научно-
практической мысли

Портал для профессионального общения врачей. Обсуждение клинических случаев, научные статьи, медицинские новости, обзоры специализированной литературы.

Авторизация участника


Международные тренды и технологичные решения для врача и клиники

О телемедицине в России говорят, загадывая на будущее. Закон находится на рассмотрении в Правительстве, его одобрения ждут весной. Пока вся отрасль в ожидании, собраны примеры того, как телемедицина помогает врачам прямо сейчас.

Телемедицинский опыт: дистанционные консультации уже помогают

О телемедицине в России говорят, загадывая на будущее. Закон находится на рассмотрении в Правительстве, его одобрения ждут весной. Пока вся отрасль в ожидании, мы собрали примеры того, как телемедицина помогает врачам прямо сейчас.

По заявлению специалистов областного телемедицинского центра Челябинской областной клинической больницы, они экстренно консультируют по всей области, не выезжая на места. Видеоконсультации и видеоконсилиумы в ЧОКБ — это общение между врачом-консультантом и лечащим врачом, при необходимости — с участием пациента. Врачи начали работать по этому направлению в рамках проекта по информатизации здравоохранения. Телемедицинский центр в перспективе может связать все медучреждения между собой. Это значит, что и районным, и городским больницам будут доступны и самые высококвалифицированные специалисты, и оборудование — вне зависимости от того, на каком расстоянии от областной клинической больницы они находятся. Клиника, в которой есть самая современная техника, также помогает в повышении квалификации: на ее базе проводятся конференции, врачи получают дополнительное образование. Такое учреждение еще и контролирует все процессы: операции в районных больницах, удаленное принятие решений, экстренную помощь.

В медицинском центре университета Вирджинии проводили клинические испытания (результаты опубликованы в июле 2016 года) мобильной системы видеоконференции как средства для диагностики пациентов с инсультом. Исследования проводились во время транспортировки в больницу. Результат — диагностика с помощью недорогой системы на планшете помогает получить практически такие же результаты, как и личная консультация. Это может иметь важные последствия для раннего начала лечения инсульта и предотвращения инвалидности, которую он вызывает. Результаты диагностики в 98% случаях коррелировали с теми, которые были сделаны в этих же случаях неврологами у постели больного. Это означает, что использование простой телемедицинской системы для пациентов с инсультом прямо при транспортировке в больницу может обеспечить более быстрое начало лечения, критичное для здоровья и жизни пациента.

В рандомизированном исследовании, результаты которого опубликованы 11 августа 2014 года, участвовало 38 пациентов с подозрением на сердечную недостаточность, выявленную в учреждении первичной медицинской помощи в городу Стуруман (Швеция). Удаленное консультирование по эхокардиографии проводилось в тот же день из окружной больницы, расположенной в 217 км. от места нахождения пациентов. 19 пациентов получили удаленную консультацию, 19 — стандартную. При этом общее время диагностики сократилось: с 50% удаленных приемов среднее время составило 26,5 дня, а при 100% очных заняло бы 114 дней. Из 19 пациентов группы удаленного консультирования, 17 (89%) положительно отнеслись к такому подходу и заявили, что эти консультации сопоставимы со стандартными. Все пациенты группы были удовлетворены, причем 95% считают, что помощь им была оказана быстрее по сравнению с традиционным подходом. Авторы исследования отмечают, что при расчете мощности удаленное консультирование может сократить время диагностики, по меньшей мере, до 1 месяца.

telehealth.jpg

Информатизация в Европе и США ведется в фоновом режиме около 15 лет, поэтому незаметна. При этом преобразования происходят не на общегосударственном уровне, а от частных интеграторов. Сейчас в этих странах решают другую проблему: как объединить данные с разных госпиталей в единую систему.

Экосистема «врач-пациент»

Комплексные информационно-медицинские услуги  —  это не только консультации и диагностика врачей с помощью видео- или телефонной связи, но и дистанционный мониторинг биомаркеров, совместная работа нескольких врачей для диагностики сложных случаев, выписка электронных рецептов и направлений, удаленный контроль медикаментозного лечения. Это не столько новые технологии, сколько новый способ работы врача с пациентом. Эти разработки могут облегчить взаимодействие с обеих сторон. Для пациентов упрощается процесс получения медицинской помощи. Для врача — уменьшается нагрузка от рутинных манипуляций. Это позволяет больше времени уделять диагностике и лечению. Мобильный доступ к информации облегчает получение данных, ускоряет принятие решений и уменьшает расстояние между пациентом и врачом.

Часто у пациентов, которые проходят длительное лечение, возникают вопросы после приема и при реабилитации. Чтобы пациенты не звонили врачам в личное время можно пользоваться специальным сервисом, и не общаться в непрофильном Skype, Facebook или Viber. В России такой сервис предоставляет ONDOC. Личный кабинет не предназначен для первичной диагностики или назначения лекарств, но помогает сопровождать и консультировать клиентов. Пациенты могут общаться с врачами на сайте ONDOC.me и в приложениях на iOS и Android. Они могут открыть врачу доступ к своей медицинской карте, врач может вносить новые записи в электронную медкарту, контролировать курс лечения, записывать на прием и сопровождать пациентов между консультациями с помощью текстового и видеочата.

Часто информация о здоровье пациента разбросана по медицинским учреждениям или хранится дома. ONDOC помогает собрать все данные вместе. После посещения врача, который работает в подключенной к сервису клинике, они автоматически появляются в электронной медицинской карте пациента. Она находится в профиле пользователя и доступна лечащему врачу онлайн. Пациент рассказывает врачу о том, что его беспокоит, а специалист может посмотреть в электронной медкарте на показатели носимых устройств, узнать о курсах медикаментозного лечения и прошлых диагнозах. Врач сравнивает данные, например, с теми, что были на прошлой неделе, или просит сдать анализы и загрузить результаты обследований в свой профиль. Иногда можно определить, нужен ли очный прием и к какому специалисту стоит пойти.

Переходный этап

Переход от бумажных медкарт к единым электронным избавляет врача от необходимости снова и снова собирать анамнез, а пациента — от отчаянных попыток вспомнить, когда он прививался от кори и болел ли краснухой — сокращая время приема. Врачи разных клиник и городов могут получить доступ к карте пациента. Это упрощает процесс коммуникации специалистов и мобильность пациента. Клиники уже переходят на электронный документооборот. Согласно опросу ONDOC, в среднем 65% и частных, и государственных клиник есть медицинская информационная система. При этом соотношение тех, кто ведет в МИС электронную амбулаторную карту (ЭМК), почти одинаковое, независимо от того, бюджетная организация или нет. В частных клиниках ЭМК заполняют 44%, в государственных — 41%.

Дистанционная связь «врач-пациент» помогает врачу получать доступ к актуальной информации о здоровье пациента. Он может сравнить показатели работы организма или собрать консилиум узких специалистов из разных городов, чтобы обсудить информацию, доступ к которой открыл пациент.  Такой подход формирует доверие к клинике и создает новое качество отношений между врачом и пациентом — то, которое трудно сформировать при разовом приеме. Часто удаленные консультации нужны, чтобы просто снять лишнюю тревогу и не заставлять пациента лишний раз приезжать в клинику, рискуя здоровьем.

Информатизация медицины — глобальный процесс, технологии упраздняют понятие расстояния. ИТ возьмут на себя первичную диагностику, функцию связи и документооборот. Врачу же останется самое главное и ответственное — лечить; это уникальный труд, который невозможно ничем заменить.

Чтобы читать и оставлять комментарии, необходимо войти.

VK534