Второе мнение позволяет поставить правильный гистологический (патоморфологический) диагноз, от которого зависит дальнейшее лечение пациента. Дмитрий Владимирович рассказал случай из практики. У двухлетнего ребенка был врожденный гигантский меланоцитарный невус, который был частично удален хирургическим путем. Однако при гистологическом исследовании клеток невуса было обнаружено их озлокачествление, что случается крайне редко и выявлены метастазы опухоли. Специалисты французской лаборатории подтвердили диагноз, после чего ребенку было оперативно назначено грамотное лечение злокачественной меланомы кожи, развившейся во врожденном невусе.
«Случается, что врач изначально ставит онкологический диагноз, а при повторном исследовании он не подтверждается. То есть выясняется, что диагноз был неверным, произошла неправильная интерпретация анализов. И тут второе мнение избавляет человека от ненужного, порой очень серьезного хирургического или химиотерапевтического лечения», — добавляет эксперт.
Для того чтобы эксперт дал свое заключение, ему нужно направить отсканированные изображения стекол. Бывают ситуации, когда врач запрашивает дополнительные материалы, например: парафиновые блоки, клиническую информацию, результаты лабораторных анализов, КТ-, МРТ-диагностики. «Для получения второго мнения мы обычно сразу предоставляем врачам-коллегам все те материалы, которые могут потребоваться. Это экономит время в случае, если эксперт все-таки запросит эту информацию. Такая практика широко распространена в мире, и мы стараемся ей соответствовать», — говорит Дмитрий Буланов.
Обратиться в гистологическую лабораторию или в клинику, где представлена услуга «Второе мнение», может лечащий врач, специалист, который проводил исследование, сам пациент. «Пациенты, в частности онкологические, заинтересованы в постановке правильного диагноза, от которого зависят результаты эффективности их лечения. Поэтому нередко они сами обращаются за вторым мнением», — добавляет эксперт. Оценка отсканированных изображений стекол врачом-экспертом длится в среднем 10 рабочих дней. «Этот срок не зависит от того, отправляем ли мы материалы коллегам в заграничные клиники и лаборатории или запрашиваем второе мнение у отечественных специалистов. На длительность получения экспертной оценки влияет сложность случая, качество предоставленных материалов, необходимость в проведении дополнительных исследований и другие факторы, от которых напрямую зависит качество работы врача», — добавляет Дмитрий Буланов.
Услуга «Второе мнение» пока не столь широко распространена в России. Для сравнения, за рубежом это обязательная практика. Там в сложных случаях протокол исследования всегда должен быть подписан не менее чем двумя врачами-экспертами. «В США есть целая программа по изучению редких и онкологических заболеваний. Биоматериал в парафиновых блоках и гистологические стеклопрепараты из клиники или лаборатории по конкретному пациенту отправляются в референсную лабораторию, которая занимается только этой патологией. То есть после заключений двух врачей-экспертов, исследование проводит еще и третий человек, специализирующийся на данном заболевании», — делится Дмитрий Буланов как врач, который ежегодно участвует в образовательных программах профессионального совершенствования в США и является действительным членом Северо-Американской и Канадской академии патологии. Не хватает в нашей стране и современной профессиональной литературы, наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов. А вот технически, по ряду современных российских патоморфологических лабораторий, мы приблизились к тому уровню оснащенности, которая имеется в заграничных клиниках и лабораториях.
Тем не менее сейчас и в нашей стране услуга «Второе мнение» постепенно набирает популярность. К тому же многие клиники и лаборатории, предоставляющие данную услугу, стараются предложить пациентам и другую помощь в лечении. Так, по словам Дмитрия Буланова, лаборатория LabQuest планирует не только запрашивать второе мнение у иностранных специалистов, что сейчас уже активно практикует, но и помогать пациентам выезжать на лечение заграницу, то есть после получения второго мнения будет возможность связаться с иностранной клиникой и помочь пациенту с высококвалифицированной медицинской помощью.
Комментирует Дарья Пикалюк, основатель и генеральный директор медицинской компании LabQuest:
«Второе мнение позволяет беспрепятственно реализовать таргетный подход к диагностике. Телемедицинская составляющая в этом вопросе заключается в том, что для получения второго мнения требуемого специалиста вовсе не обязателен очный прием. Все материалы передаются эксперту с помощью электронных сервисов, при этом он сам может находиться в любой точке мира. Это делает доступным получение данной услуги не только у врачей в России, но и у зарубежных специалистов. И если раньше нужно было тратить собственные средства и лично выезжать заграницу, чтобы проконсультироваться у зарубежного специалиста, то сейчас эта услуга требует значительно меньших затрат».